Защита прав и достоинств ребенка

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Защита прав и достоинства маленького ребёнка: усилие семьи и детского сада

Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Защита ребёнка, забота о его жизни, развитие, воспитание и образование, сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствуют принятые за последнее десятилетие ряд международных документов по правам ребёнка: «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

— По реализации прав ребёнка невозможно добиться только путём принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнание ребёнка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Особая роль в этом, как мы считаем, отводится образованию, в том, числе и дошкольным учреждениям, ибо, несмотря на социально экономические трудности, эту проблему в нашей стране надо решать, не оставаться равнодушным к будущему России, которое воспитывается сегодня.

Поэтому, начиная работу с семей по изучению Конвенции о правах ребёнка, мы провели диагностику с целью выявления информированности наших родителей о данном правовом документе. Было опрошено по 65 родителей из трёх возрастных групп, задействованных в эксперименте. Выявлено: 73% родителей не знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 14% родителей слышали, но в его содержание не вникали, 10% знают о существовании документа и его содержание, но поверхностно. И лишь 3% родителей хорошо знакомы с данным документом в силу своей профессии.

В ходе первичного ознакомления с содержанием статей Конвенции также выявили отношения родителей к данному документу и отметили, что наши родители приоритет в соблюдении Конвенции отводили государству. Высказывались мнения, что наше государство недостаточно защищает права детей; отсутствует материальная поддержка и помощь; только родители, имеющие хороший, доход, могут позволить дополнительные занятия для детей, так как за всё надо платить . Однако мало кто из родителей обратил внимание на психолога ¬педагогический аспект Конвенции, ориентированный, прежде всего на внесение новых приоритетов в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену и в том числе к детям. Ребёнок — личность с рождения. Это утверждение проходит через содержание всех статей Конвенции.

Современные мамы и папы в большинстве своём, чрезвычайно занятые люди.
Поэтому, привлекая их к совместной работе, необходимо учитывать это и постоянно совершенствовать традиционные формы сотрудничества. В МДОУ «Детский сад «Родничок»> разработаны 6 ступеней, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию коллектива детского сада и родителей воспитанников.

1.ступень — установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени, посредствам анкетирования родителей выясняется, чем наполнена жизнь ребёнка в семье, оцениваются их воспитательные способности, а так же проводятся с ними беседы. Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника — самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития — физическую, нравственную, эстетическую и умственную.

Сколько бы усилий не было приложено со стороны воспитателей для решения проблем по правовому воспитанию, без помощи семьи результата не будет. В нашем детском саду во всех группах ведётся работа с родителями по правам ребёнка — одно из основных направлений работы ДОУ, с целью: повышать уровень правовой культуры родителей, вести психолога — педагогическое просвещение семьи, через разнообразные формы работы.

оэтому следующим шагом
2ступень ¬является совместное обсуждение защиты прав и достоинств маленького ребёнка, координация усилий семьи и детского сада. На родительских собраниях и круглых столах, родители узнают всё больше о ребёнке, что ребёнок — уникальная личность.
3 ступень — знакомство родителей с основными направлениями Конвенции прав ребёнка, довести до их понимания содержания статей N28,9,12,13,14,15,16,18,23,24 . , направлять внимание родителей на продумывание форм при знакомстве с этим документом своего ребёнка (других родителей группы).

4 ступень — Диспут с родителями по Конвенции о правах ребёнка «Защитим наших детей». Было проведено анкетирование родителей с целью выявления социально педагогических условий воспитания в семье. Проводились наблюдения, беседы, тестирования детей, было изучено эмоциональное самочувствие ребёнка в семье. Также в каждой группе воспитатели оформили наглядную агитацию по Конвенции о правах ребёнка.
5 ступень — раскрытие особенности влияния женщины и, особенно, мужчины на становление личности ребёнка; развивать собственного ребёнка, не ущемляя его права на гуманное обращение, уважение достоинства его личности.

Была проведена дискуссия «Можно ли воспитывать без наказаний». Родителям было дано домашнее задание: подготовить игры на закрепление правил поведения (с чем родители справились без труда, с огромным удовольствием). Также дискуссия «Как научить ребёнка выйти из ситуации» (набор картинок, рисунков о правильном и неправильном поведении
6 ступень — раскрытие роли семейных праздников, традиций в личностном развитии ребёнка (нравственная, эмоциональная, волевая сфера, сближение поколений); показать, как можно формировать досуг в семье (опыт проведения детских праздников с практическими заданиями, игры, угощения, подарки для гостей). Выработка нравственных правил вместе с детьми «Как вести себя среди друзей (в коллективе)>>.

В детском саду был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а
также специалисты, имеющие юридическое образование), привлечение членов Попечительского совета детского сада. Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующие данной проблемой, которые образовали творческую группу, а также специалисты детского сада)

Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнёрами детей». В первую очередь, намечая какие — то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции?» Выяснили, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические занятия об этом правовом документе с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия как диспут, круглый стол, устный журнал, конференция .
. J;10 мере освоения родителями Конвенции, они принимают непосредственное участие в её обсуждении. Так например, в диспуте «Защитим наших детей от . », родители высказывали своё мнение и отношение к этому документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребёнка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.
В плане работы совместная деятельность детей и родителей: 1) оформление выставок;
А) детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;
Б) плакатов под девизом: «Защитим наших детей от . », оформленных
родителями и детьми;
2) Совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
3) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;
4) выпуски стенгазет, рукописного журнала.
Про водя первоначальные итоги работы, отмечаем, что наиболее эффективным оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», Т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребёнок выступает как полноправная личности)

Мы сделали для себя и такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей, специалистов в определённой области на наши мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, в — первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребёнка, а также работников дошкольного учреждения.

В нашем детском саду накапливается положительный опыт по защите прав и достоинства ребёнка. В нём апробируется такая форма работы с родителями, как «Клуб по интересам». Была составлена программа «Педагогическое образование родителей». Исходной точкой построения программы явились диагностика семейных отношений, интерес и желания родителей осмыслить свои права и в доступной форме знакомить с ними своего ребёнка и других родителей. В программе: тематическая встреча «Знаем ли мы права и обязанности детей», устный журнал «Здоровье малыша», встреча дискуссия «Ответственность родителей за воспитание и развитие своего ребёнка», встреча диспут «Развитие индивидуальности ребёнка в семье через соблюдение его прав, уважение к его свободе». Родители также выполняют домашние задания.

Уже на начальном этапе работы по координации’ усилий семьи и детского сада в защите прав и достоинства ребёнка — дошкольника мы столкнулись с рядом проблем. Главная из них — это почти полное отсутствие литературы. Обращаясь в библиотеки и книжные магазины, мы смогли приобрести не только методический материал, пособия, плакаты для дошкольного возраста, но и даже текст Конвенции о правах ребёнка. Мало материала и в Интернете. В средствах массовой информации (телевидение, радио, печать) редко встречается материал по защите прав ребенка. В этом одна из — главных причин плохой информированности наших родителей. С уверенностью можно сказать, что цель по разъяснению и информированию наших родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребёнка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должно начинаться с дошкольного возраста.

Защита прав и достоинств ребенка

Главная > Документ

Защита прав и достоинств ребенка

Право на защиту и помощь

(консультация для воспитателей)

В «Концепции дошкольного Воспитания» (1989 г.) и документах Министерства образования России в основу педагогического процесса положены идеи гуманистической педагогики.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении и пакете документов, реализующих его, вопросам охраны жизни ребенка уделяется большое значение.

Вместе с тем существующие нормативные документы не обязывают дошкольное образовательное учреждение отчитываться или информировать в иной форме вышестоящие органы о своей деятельности по соблюдению прав ребенка.

Заведующие ДОУ считают, что проблема защиты ребенка от всех форм насилия касается как системы образования, так и каждого конкретного детского сада, они готовы полностью принять на себя лично и свой педагогический коллектив ответственность за решение данного вопроса.

Вместе с тем большинство руководителей ДОУ признали, что для них очень важно знать за соблюдение каких именно прав ребенка-дошкольника они и педагоги несут ответственность. По их мнению, эти права должны войти в Устав дошкольного образовательного учреждения и договор между детским садом и родителем. Кроме того, руководители и педагоги детских садов склонны считать, что обязательно должна быть установлена связь между аттестацией и аккредитацией образовательного учреждения и соблюдением прав детей в детском саду.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В «Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика» и т.п. Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.

Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше «проблемных детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) — по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.

Значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется (исследования И.Н. Едаковой).

Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.

В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.

Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ запирание ребенка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Исследование психологической грамотности родителей показало, что большая часть опрошенных родителей понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. При этом указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм; некоторые

указывают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми — «неуважению унижающего», потере доверия.

Между тем было установлено, что родители поддерживают применение телесных наказаний. Только малая часть родителей твердо и уверенно заявили о том, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной работы с детьми на основе взаимного уважения.

Таким образом, даже в обычной, нормальной российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на детей.

Работа детского сада по разъяснению прав и обязанностей родителей должна включать в себя три взаимосвязанных направления.

Первое направление предполагает проведение работы по ознакомлению воспитателей дошкольных образовательных учреждений с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.

Второе направление должно быть посвящено организации практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.

Третье направление включает работу воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.

• выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей;

• формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению;

• планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива;

• осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых;

• проводит специальную работу по просвещению общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

• способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации;

• организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения;

• создает условия для распространения опыта воспитателей;

• участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Психолог — организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Психолог.

— проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных;

• осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями;

Педагог — главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого обращения в семье. Педагог.

• осуществляет профилактическую диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями;

• ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.

Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Содержание работы старшего воспитателя.

Информирование педколлектива о проблеме жестокого обращения с детьми, видах жестокого обращения и факторах, его обусловливающих.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Формы жестокого обращения с детьми

различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми; физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) — это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

З. Психическое (эмоциональное) насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

• замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке бывает непредумышленным. Его причиной может быть

• болезнь, безработица, хроническая бедность, неопытность родителей или их невежество, а также стихийные бедствия или социальные потрясения.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, постоянные финансовые трудности;

• постоянные супружеские конфликты;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

• умственные или физические недостатки ребенка;

Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье «

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагоги должны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей.

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Задачи:

  • довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
  • пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  • оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ДОУ», «Декларация прав ребенка»
2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Шпаргалки для родителей» (см. Приложение 1)
3. Выпуск фотогазет: «Право на….» («Право на игру». «Право на образование», «Право на жизнь»)
4. Выставка рисунков «Моя семья»

План собрания:

  1. Ознакомление с планом собрания.(Отв.заведующая).
  2. Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье»
    • Право на защиту его от всех форм жестокого обращения,
    • Право на жизнь и охрану здоровья,
    • Право на образование,
    • Право на игру,
    • Право на сохранение своей индивидуальности
  3. Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах
  4. О встрече на память (Памятка «Защита прав и достоинства в семье»)
  5. Решение собрания.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Выступление детей:

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —

2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения, Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.

По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, ме­шающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка: тяжелые телесные повреждения, вплоть до смертельных.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при­водить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамерен­ное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое нака­зание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родите­ли целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Хочется предложить правила для взрослых.(см. Приложение 2)

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время,круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей)
Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют разви­тию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использо­вать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.
Награждение родителей за участие в конкурсе
Чтение стихотворения «Для вас, родители!» (см. Приложение 3)

Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов. (см. Приложение 4)

Решение общего родительского собрания

1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Используемая литература:

  1. Гинзбург Ф., Гинзбург Я., Ложкина О. «Фанта» – страна фантазии.– Йошкар-Ола, 1998.
  2. Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание. 2001. № 8; 12.
  3. Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание. 2001, № 10.
  4. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
  5. Искусство быть родителями: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Т.И. Софронова, Г. В. Васеева, Л.И.Кошкина; – под ред. канд. пед. наук, доц. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – 44 с.
  6. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
  7. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1986.
  8. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  9. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2007.– 96 с.
  10. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007, 176 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: