Статья 15 сетевая форма реализации образовательных

К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ

(Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л.)

(«Юридический мир», 2014, N 1)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЕТЕВЫХ ФОРМ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Д. М. МОШКОВА, Д. Л. ЛОЗОВСКИЙ

Мошкова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Лозовский Дмитрий Львович, заместитель начальника юридического управления НИЯУ МИФИ, кандидат юридических наук.

С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало возможным говорить о появлении новых методов получения образования. Одним из нововведений данного Федерального закона является сетевая форма реализации образовательных программ. В статье раскрывается понятие сетевой формы реализации образовательных программ, ее задачи и цели, а также особенности правового регулирования данного способа получения образования. Особое внимание уделено механизму реализации сетевой формы, условиям ее применения в образовательной сфере. Также анализируются недостатки в действующем законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, и выносится ряд предложений по его совершенствованию.

Ключевые слова: правовое регулирование образовательной деятельности, лицензирование образовательной деятельности, сетевая форма реализации образовательных программ, образование, образовательные программы, договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

On the issue of legal regulation of network forms of realization of educational programs

D. M. Moshkova, D. L. Lozovskij

Moshkova Dar’ya Mikhajlovna, senior teacher of the chair of financial law of the O. E. Kutafin Moscow state law academy, candidate of juridical sciences.

Lozovskij Dmitrij L’vovich, deputy head of the law department of the National research nuclear university «MIFI», candidate of juridical sciences.

With the adoption of the new Federal Law «About Education in the Russian Federation», it became possible to speak about the emergence of new methods of education. One of the innovations of this Federal law is a networkform of educational programs. In this article the concept of the networkform of educational programs, its objectives and goals, as well as the peculiarities of legal regulation of this educational process are determined. Particular attention is paid to the implementation mechanism of the networkform, conditions for their implementation in education. Also the shortcomings in the current legislation regulating this relations are analyzed, and suggestions for its improvements are made.

Key words: legal regulation of education, licensing of education, networkform of educational programs, education, educational programs, the agreement on the networkform of education programs.

Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») послужило причиной реформирования и совершенствования всей системы образования в России. Новый Федеральный закон закрепляет совершенно иные принципы и правила осуществления образовательной деятельности. Так, в нем содержатся нормы, регулирующие в том числе и новые способы получения образования.

Одной из таких норм, в частности, является сетевая форма реализации образовательных программ.

Деятельность по реализации образовательных программ в сетевой форме регламентируется ст. 15 указанного Федерального закона.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить ряд задач, в том числе:

1) рационализацию использования финансовых ресурсов за счет интеграции потенциала нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного союза;

2) углубленное изучение обучающимися отдельных модулей образовательных программ, имеющих прикладную или межотраслевую специфику;

3) приобретение обучающимися практических знаний и умений, связанных с осваиваемой специальностью или выбранным профилем подготовки [2].

В связи с тем, что сетевая форма реализации образовательных программ является новеллой российского образования, на сегодняшний день отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие рассматриваемую разновидность образовательной деятельности, также отсутствует какая-либо четкая практика использования сетевых образовательных программ в российском образовании.

В тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевые формы реализации образовательных программ упоминаются в нескольких случаях, описанных ниже.

Во-первых, в ст. 13 сказано, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Во-вторых, ст. 15 посвящена непосредственно регулированию сетевых форм реализации образовательных программ.

В-третьих, в ч. 11 ст. 76 указано, что обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании [3].

Следует сразу отметить, что указанная норма является крайне неудачной, поскольку в нормах, посвященных высшему образованию (ст. 69) и среднему профессиональному образованию (ст. 68), сетевые формы реализации образовательных программ не упоминаются. Таким образом, создается впечатление, что сетевые формы реализации образовательных программ могут применяться лишь при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.

В-четвертых, в ч. 15 ст. 91 сказано, что лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [4] обязательным лицензионным требованием при реализации образовательных программ в сетевой форме является наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, следует сделать важный вывод о том, что реализация образовательных программ в сетевой форме является отдельной разновидностью образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию. При этом, видимо, в лицензии должно указываться, что конкретная образовательная программа реализуется в сетевой форме.

Подтверждающими документами, таким образом, будет являться копия договора между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ, а также в случае если в сетевой форме реализации образовательных программ участвуют две образовательные организации, то еще одним необходимым документом является образовательная программа, совместно разработанная и утвержденная указанными организациями.

В-пятых, в ч. 2 ст. 99 сказано, что «нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются. с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ. «. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что для финансирования реализации образовательных программ с использованием сетевой формы должен применяться коэффициент, увеличивающий их финансирование по сравнению с финансированием образовательных программ, реализуемых непосредственно одной образовательной организацией.

В-шестых, в ч. 3 ст. 105 сказано, что организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в том числе по вопросам участия в сетевой форме реализации образовательных программ.

Ключевое место в системе правового регулирования реализации образовательных программ в сетевой форме занимает договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, реализующими образовательные программы в сетевой форме, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Таким образом, законодатель определил существенные (обязательные) условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Следует отметить, что данный перечень выглядит несколько неполным. На наш взгляд, в таком договоре необходимо обязательно указывать место реализации образовательных программ.

Вместе с тем для полноценного использования сетевых форм реализации образовательных программ требуется проделать еще очень большой объем работы в данной сфере.

Указанная работа связана прежде всего с внесением изменений в действующие нормативные правовые акты, а также с принятием новых нормативных правовых актов по рассматриваемому вопросу.

1. Необходимо устранить внутренние противоречия в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», связанные с тем, что сетевые формы упоминаются только при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Таким образом, создана предпосылка ограничительного толкования сферы применения сетевых форм. Устранить этот недостаток можно как путем внесения изменения в сам Закон, так и путем установления возможности реализации образовательных программ соответствующего уровня с использованием сетевых форм в Порядках организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, устанавливаемых Минобрнауки России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» указанные документы должны быть приняты Минобрнауки России в 2014 г. [5].

2. Необходимо внести соответствующие изменения в типовые положения об образовательных организациях соответствующего уровня. Следует отметить, что до настоящего времени не утверждены типовые положения (изменения в типовые положения) для образовательных организаций в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

3. Необходимо внести соответствующие изменения в уставы образовательных организаций. Следует отметить, что такие изменения могут быть внесены только после выполнения требований пункта 2, т. е. после внесения соответствующих изменений в типовые положения об образовательных организациях.

4. Не менее важным является вопрос о лицензировании сетевых образовательных программ. Требуются разъяснения по данному вопросу с учетом того, необходимо ли получение лицензии для сетевой формы реализации образовательной программы в случае, если у образовательной организации имеется лицензия о реализации схожей образовательной программы в обычной форме. Также необходимо отметить, что не ясен механизм лицензирования образовательных программ, осуществляемых совместно с иностранными образовательными организациями.

5. Отдельно стоит вопрос об аккредитации образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должно быть утверждено Правительством Российской Федерации только в 2014 г. Следует отметить, что поскольку в соответствии с требованиями ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация аккредитуется по образовательным программам, а не сама по себе, то подлежат аккредитации также и образовательные программы, реализуемые в сетевой форме.

6. Необходимо ускорить принятие Порядка организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ. Принятие этого документа в соответствии с уже упомянутым распоряжением Правительства Российской Федерации запланировано лишь на 2015 г. Этот документ, по нашему мнению, должен содержать требования к реализации образовательных программ в сетевой форме, порядок зачета кредитно-модульных единиц, полученных обучающимся в различных образовательных организациях, в том числе зарубежных, требования к условиям осуществления перемещения обучающегося из одной образовательной организации в другую. Приложением к этому документу должна стать примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев, О. Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. 440 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. N 190. 2013. 28 августа.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5764.

5. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» // СЗ РФ. 2013. N 21. Ст. 2671.

Статья 15 сетевая форма реализации образовательных

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2] заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06[3] «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также:

— Письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации»[4];

— Письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года № АК-316/06 «О направлении рекомендаций»[5] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций»[6] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;

— Письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 05-2038 «О документах, подтверждающих наличие образования»[7];

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Положение Сетевая форма обучения

от____ 2014 г. №____

от____2014 г. №_______

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательного процесса с использованием сетевых форм реализации образовательных программ

в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа № 17» (с углубленным изучением отдельных предметов)

городского округа «город Якутск»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с п.1 ч.3 ст.28, со ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, организационные условия, особенности организации образовательного процесса с использованием сетевых форм реализации образовательных программ в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск» (далее — МОБУ СОШ № 17), распределение ответственности между участниками сетевой формы реализации образовательных программ.

1.3. В соответствии с п.1. ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения учащимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимых для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.

1.4. Инициаторами сетевой формы могут выступать как педагогические работники МОБУ СОШ № 17, другие образовательные учреждения, а также органы общественного управления образовательного учреждения, учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся.

1.5. Основной целью применения сетевых форм реализации образовательных программ является удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании учащихся, подготовки учащихся к самостоятельному жизненному выбору, повышение качества образования.

1.6. Задачи применения сетевых форм реализации образовательных программ:

  • обеспечение эффективного использования учащимися интеллектуальных, информационных, кадровых, материальных и финансовых ресурсов МОБУ СОШ № 17 и других участников сетевого взаимодействия;
  • предоставление учащимися возможности выбора различных программ дополнительного образования, углубленного изучения профильных учебных курсов, предметов, модулей, практик иных образовательных учреждений (организаций);
  1. Термины и основные определения, используемые в настоящем положении

— Ресурсный обмен – обмен кадровым потенциалом участников сетевой формы, средствами обучения и воспитания(оборудование технологическое, спортивное, музыкальное, компьютерное, множительно — печатное, информационно-телекоммуникационное, электронные, учебная литература, учебно-наглядные пособия, приборы и инструменты, иные средства и ресурсы, необходимые для реализации образовательной программы);

Образовательное учреждение — заказчик – образовательное учреждение, которое направляет учащегося для обучения в сетевой форме;

Принимающее образовательное учреждение — образовательное или иное учреждение, которое принимает учащегося в рамках сетевого взаимодействия.

Результат промежуточной аттестации – признание МОБУ СОШ № 17 результатов освоения учащимися учебных курсов, предметов, модулей, практик в других образовательных учреждениях — участников сетевого взаимодействия.

Совместная образовательная программа – образовательная программа, разработанная, утвержденная и реализуемая совместно участниками сетевой формы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

III. Организационные условия и модели применения сетевых форм реализации образовательных программ

3.1. Нормативно-правовая база МОБУ СОШ №17, регулирующая деятельность субъектов образовательного процесса в сетевой форме:

— Приказы и иные распорядительные документы федерального, регионального, муниципального органов исполнительной власти, определяющие организацию образовательного процесса;

— Настоящее Положение МОБУ СОШ №17;

— Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

— Разрешительные документы иных участников Сетевой формы взаимодействия, которые не относятся к типу образовательных учреждений;

— Договоры между участниками сетевой формы реализации образовательных программ (ч.3 ст.15 273-ФЗ);

— Образовательная программа, общий учебный план, индивидуальный учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий МОБУ СОШ №17;

— Совместная образовательная программа, общий учебный план, индивидуальный учебный план учащихся, совместный годовой календарный учебный график, расписание занятий участников сетевого взаимодействия;

— Положение по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащего;

— Положение по организации учебной и производственной практики;

— Должностные инструкции организаторов, педагогов сетевого взаимодействия;

-Письменное согласие учащегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на освоение дополнительных образовательных программ в сетевой форме;

— Правила поведения, права и ответственность учащихся МОБУ СОШ № 17 в другом образовательном или ином учреждении.

3.2. Модели сетевой формы реализации образовательных программ:

1. Сетевое взаимодействие между МОБУ СОШ №17 и иным образовательным учреждением с целью ресурсного обмена (кадровые ресурсы, материально-технические: информационно-коммуникационные, лаборатории, мастерские, спортивные, оздоровительные).

2. Совместная деятельность одновременно нескольких учреждений или организаций, (п.1.3. настоящего положения) с целью интеграции общеобразовательного учреждения или организации и учреждений науки, культуры, спорта, здравоохранения, производства и др.

3.3. Реализация сетевой формы может осуществляться в очной форме, очно-заочной, с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

3.4. Общее руководство работой по организации и информационной поддержке сетевой формы МОБУ СОШ № 17 осуществляет уполномоченное лицо, назначенное приказом директора.

3.5. Организационное обеспечение сетевой формы включает следующие:

  • Информирование учащихся о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме с использованием сайта МОБУ СОШ № 17, информационных стендов, родительских, классных собраний и др.;
  • Оформление необходимого набора документов для организации сетевой формы (например, договоры о сетевой форме, приказы МОБУ СОШ №17 на учащихся, осваивавших образовательную программу в сетевой форме, приказы на педагогических работников, задействованных в организации сетевой формы и др.)
  • Распределение нагрузки педагогических работников с учетом места проведения занятий;
  • Обеспечение выполнения условий договора о сетевом взаимодействии;
  • Направление учащихся в другие образовательные учреждения или организации- участников сетевой формы;
  • Организация сопровождения учащихся до принимающего образовательного учреждения (организации) и обратно до МОБУ СОШ № 17;
  • Мониторинг освоения учащимися образовательных программ по сетевой форме.

3.6. При осуществлении модели №1 сетевой формы каждое образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно сетевую образовательную программу;

При осуществлении модели № 2 сетевой формы разрабатывается совместная образовательная программа всеми участниками сетевого взаимодействия;

При выборе учащимся МОБУ СОШ № 17 индивидуального учебного плана, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в сетевой форме индивидуальный годовой график и индивидуальное расписание разрабатывается и утверждается МОБУ СОШ №17. В данном случае индивидуальное обучение согласовывается с принимающим образовательным учреждением.

3.7.МОБУ СОШ № 17 — Заказчик признает и учитывает результаты освоения учащимися, в т.ч. в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, модулей, практик в других образовательных учреждениях -участников сетевого взаимодействия.

Результаты промежуточной аттестации учащегося оформляются как на бумажном, так и на электронном носителе, могут быть переданы посредством использования электронных сетей на официальном бланке образовательного учреждения и заверяются подписью руководителя учреждения или организации.

IV.Финансирование сетевой формы реализации образовательных программ

4.1. Условия финансирования сетевого взаимодействия определяются договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и принимающим образовательным учреждением (организацией).

4.2. Финансирование сетевой формы реализации образовательных программ может осуществляться за счет:

  • Субсидии, получаемые МОБУ СОШ №17 в рамках выполнения муниципального задания;
  • Средств участников сетевого взаимодействия;
  • Собственных средств МОБУ СОШ № 17.

4.3. Порядок и источники финансирования образовательных программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия согласовывается с Управлением образования Окружной администрации города Якутска, как главным распорядителем бюджетных средств.

V. Ответственность участников сетевой формы реализации образовательных программ

5.1. Все участники сетевой формы реализации образовательных программ несут ответственность в установленном законодательстве Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение Договора о сетевой форме реализации образовательных программ;

5.2. МОБУ СОШ № 17 — Заказчик, осуществляющий образовательную деятельность, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией;

5.3. Другие участники сетевой формы взаимодействия несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль и т.д.) :

— соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в сетевой форме;

— выполнение календарного графика учебного процесса;

— создание условий для выполнения договора;

— своевременное оформление результатов промежуточной аттестации;

5.4. Выполнение требований в части материально-технического и учебно-методического обеспечения при реализации образовательных программ в сетевой форме должно обеспечиваться совместно всеми участниками сетевого взаимодействия.

5.5. Согласно ч. 9 ст.13 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому здоровью учащихся, запрещается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: