Ст 141 142 ук рф

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан РФ и порядок работы избирательных комиссий определяются Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Объективная сторона этого преступления включает в себя действия (бездействие), которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий (включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также препятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах; 2) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования); 3) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности этих комиссий осуществлять их деятельность в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством о выборах в Российской Федерации).

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 141 УК, включает в себя также бездействие, т.е. неисполнение органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством о выборах и референдуме обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий (см., например, п. п. 7 и 8 ст. 18 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Преступление является оконченным с момента совершения неправомерных действий (бездействия).

3. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК, не требует наличия специальных признаков.

4. Субъективная сторона данного преступления предполагает наличие прямого умысла.

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК и совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по совокупности ст. ст. 136 и 141 УК.

5. Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 141 УК являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Подкуп — предоставление (или обещание) имущественной выгоды в денежном выражении или в натуре (в виде подарков) как избирателям, так и членам избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума за совершение любых избирательных действий.

Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается также намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

Принуждение — оказание психологического давления путем угрозы наступления неблагоприятных последствий, создания условий для их наступления, запретов, распоряжений и т.п.

Насилие — причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК.

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

6. В ч. 3 ст. 141 УК предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141 УК, описаны в ч. 3 этой статьи.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Новая редакция Ст. 141 УК РФ

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Статье 141 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией свободного и равного осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (см. ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Наряду с гражданами Российской Федерации правом на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, могут обладать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования (см. п. 10 ст. 4, п. 3 ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Комментируемая статья состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные (ч. 1 и 3) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления. Основные альтернативные составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней (ч. 3) тяжести. Квалифицированный состав описан в ч. 2 и раскрывает умышленные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основной объект преступного посягательства — конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права или права на участие в референдуме. Факультативными объектами могут быть установленная законом деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, а также неприкосновенность личности, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение возможно, в частности, в отмене регистрации кандидата [или избирательного блока] , нарушении общественного порядка на избирательном участке, закрытии избирательного участка. Пассивное преступное поведение может найти выражение, например, в нерегистрации кандидата [или избирательного блока], необеспечении тайны голосования, невыдачи бюллетеня для голосования.
———————————
В коммент. к ст. 141 — 142 в квадратные скобки заключены слова, которые согласно ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ по истечении шести лет после дня вступления в силу указанного ФЗ должны быть исключены.

3.1. Неправомерное вмешательство в осуществление избирательной комиссией (комиссией референдума) ее полномочий и работу ГАС «Выборы» возможно посредством лишь активного преступного поведения.

4. Гражданин, осуществляющий избирательные права, участвующий в референдуме — лицо, наделенное правом в соответствии с законом избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а равно голосовать по вопросам референдума.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, не достигшие установленного для этого законом возраста (в частности, 18 лет для осуществления активного избирательного права, голосования по вопросам референдума), признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. ч. 3 ст. 32 Конституции, п. 1, 3, 8 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

4.1. Избирательные права гражданина — его конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях (ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

4.2. Референдум и свободные выборы — формы прямого волеизъявления граждан, высшее непосредственное выражение власти народа. Референдум являет собой всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений (см. ч. 3 ст. 3 Конституции, ст. 1, 4, 6 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2006) , ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710; РГ. N 1. 2007.

5. Тайна голосования на выборах или референдуме призвана исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (см. ст. 7 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Нарушение тайны голосования может быть выражено в необорудовании кабин или специальных мест для тайного голосования, в отсутствии стационарных ящиков для голосования (технических средств подсчета голосов), в неопечатывании (неопломбировании) ящиков для голосования.

6. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме предполагает создание помех гражданину в осуществлении им своего активного или пассивного избирательного права или права на участие в референдуме, недопущение осуществления им этого права. Данное воспрепятствование может выразиться, например, в отказе регистрации претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти в качестве кандидата, в недопущении гражданина на избирательный участок или участок референдума, в отказе выдачи ему избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме.

7. Воспрепятствование работе избирательной комиссии, комиссии референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, заключается в создании помех в осуществлении указанной работы (деятельности) в ходе подготовки и проведения выборов или референдума, в незаконном прекращении этой работы (деятельности). Такое воспрепятствование возможно, в частности, в нарушении общественного порядка на избирательном участке, в срыве доставки бюллетеней для голосования либо иных документов избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, в угрозах в адрес члена избирательной комиссии или комиссии референдума в связи с осуществлением им своих обязанностей.

7.1. Избирательная комиссия (комиссия референдума) — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (референдума). В Российской Федерации имеют место ЦИК РФ (при подготовке и осуществлении референдума действует в качестве Центральной комиссии референдума РФ), избирательные комиссии субъектов РФ (при подготовке и осуществлении референдума действуют в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума), избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии (ст. 2, 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав, ст. 24 и следующие ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

7.2. Членом избирательной комиссии (комиссии референдума) является лицо, осуществляющее полномочия по подготовке и проведению выборов (референдума) в статусе председателя, заместителя председателя, секретаря, члена комиссии с правом решающего голоса, члена комиссии с правом совещательного голоса.

8. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрены квалифицирующие признаки, наличие хотя бы одного из которых при совершении рассматриваемых в ч. 1 общественно опасных деяний влечет назначение более сурового наказания. Такие признаки получили отражение в следующих способах преступного поведения: а) подкуп; б) обман; в) принуждение; г) применение насилия; д) угроза применения насилия; е) использование служебного положения; ж) совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

8.1. Подкупить в контексте п. «а» ч. 2 означает заинтересовать лицо предоставлением материальных благ, выгод или услуг имущественного характера для осуществления им определенного поведения в пользу подкупающего. Обмануть — намеренно ввести лицо в заблуждение для осуществления виновным своего преступного замысла. Активный обман заключается в преднамеренном сообщении заведомо ложных сведений; пассивный — в умолчании о юридически значимых фактах, сообщить которые виновное лицо было обязано. Принудить — заставить лицо путем создания естественных или искусственных обстоятельств (препятствий) выполнить преступную волю виновного.

8.2. Применение насилия (п. «а» ч. 2) предполагает физическое воздействие на потерпевшего, которое может выразиться в ограничении его свободы, выкручивании или связывании рук, нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда его здоровью. Угроза применения насилия означает психическое воздействие на потерпевшего с тем, чтобы продемонстрировать свою готовность к оказанию на него физического воздействия.

8.3. Использование лицом своего служебного положения (п. «б» ч. 2) предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.

8.4. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору (п. «в» ч. 2) см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

8.5. Организованная группа (п. «в» ч. 2) — см. п. 7 коммент. к ст. 35.

9. В ч. 3 коммент. статьи закреплен состав преступления альтернативный составу, описанному в ч. 1, и предусматривающий УО: а) за неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы»; б) за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. В последнем случае вмешательство может быть выражено в требовании или указании должностного лица (см. примечания к ст. 285) по вопросу регистрации кандидата, списка кандидатов, [избирательных блоков,] подсчета голосов избирателей (участников референдума), а также по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии (комиссии референдума).

Круг полномочий указанных комиссий определен, в частности, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Законом об основных гарантиях избирательных прав.

9.1. ГАС «Выборы» предназначена для реализации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения иных задач в порядке, установленном законодательством (см. п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 5 ФЗ от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

Неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» может быть выражено, например, в изменении специалистом, обеспечивающим эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума, данных о регистрации (учете) избирателей или участников референдума, о количестве голосов избирателей или участников референдума, о результатах выборов или референдума.

10. По законодательной конструкции составы преступления, закрепленные в ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент произведения действия или осуществления бездействия по указанным воспрепятствованию, вмешательству независимо от наступления материального общ. опасного последствия. Квалифицированный состав преступления (ч. 2 коммент. статьи) — формально-материальный.

11. Диспозиции статьи имеют ссылочный характер (иные авторы именуют его бланкетным), поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылают правоприменителя к конституционным и федеральным законам о выборах и референдуме, в частности, к ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», к Закону об основных гарантиях избирательных прав.

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Для квалификации деяния как преступления по ч. 3 коммент. статьи обязательной может стать цель преступного поведения — повлиять на решения избирательной комиссии или комиссии референдума.

13. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. В некоторых случаях субъект может быть наделен дополнительным (специальным) признаком: а) занимать служебное (в том числе должностное) положение (п. «б» ч. 2, ч. 3); б) являться участником преступной группы (п. «в» ч. 2).

Другой комментарий к Ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном воспрепятствовании осуществлению как активного (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказ выдать открепительное удостоверение и т.д.), так и пассивного избирательного права или права на участие в референдуме (например, отказ в принятии документов для выдвижения кандидата, отмена регистрации кандидата и т.д.).

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней и т.п.).

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

2. В ч. 3 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таковым вмешательством, указан в статье; и за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Составы преступлений по ст. 141, 141[748], 142 и 1421 УК РФ

Как известно, в Уголовный кодеки РФ было введено две статьи, регулирующие ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме — ст. 141 и 142, которые в какой- то степени являются аналогами ст.

Статьи 141 и 1411 УК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым являлось воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывалось штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ, или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до одного месяца или обязательны ѵіи работами на срок от 120 до 180 часов либо исправительными работами на срок до одного года.

Деяния, ответственность за которые предусматривалась ч. 1 ст. 141 УК РФ и имеющие квалифицирующие признаки, т.е. соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывались согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ог двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, являлись общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Эти отношения регулировались федеральными конституционными законами, федератьным и законами, законами субъектов Российской Федерации, а в специально оговоренных случаях — федеральным и региональныѵі законодательством, уставами муници- патьных образований1. По этому составу профессор Н И. Ветров выделяет и дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность или свобода самого избирателя и его близких2.

Субъектом уголовной ответственности по ч. 1 и по ч. 2 ст. 141 (предусматривающей квалифицированный состав данного преступления) выступало вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста (кроме п. «б» ч. 2 ст. 41). Объективная сторона выражалась «в разновидности трех действий (бездействия)»1, связанных с воспрепятствованием осуществлению:

1) гражданином своих избирательных прав;

2) права участвовать в референдуме;

3) работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

Состав по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех указанных в законе деяний[749] [750].

Субъективная сторона характеризовалась прямым умыслом, в том числе и по ч. 2, предусматривающей отягчающие обстоятельства шестью квалифицирующими признаками. Цели и мотивы могли быть различными.

Необходимо отметить, что норма о воспрепятствовании не только была введена в уголовный закон, но и получила довольно профессиональную разработку.

Воспрепятствование осуществлению гражданином своего избирательного права могло иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления[751]. Воспрепятствование осуществлению закрепленных за специфическими субъектами избирательных правоотношений прав также квалифицировалось как посягательство на избирательные права российских граждан.

Воспрепятствование реализации гражданином избирательных прав могло выражаться в активной (действие) и пассивной (бездействие) формах. Но законодатель при этом не определял способа совершения этого преступления. В специальной литературе отмечалось, что это могло быть закрытие избирательных участков в день голосования, недопуск на избирательный участок, отказ в выдаче избирательных бюллеленей или открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, уничтожение избирательных документов, принуждение к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов, воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий и т.д.

Как видим, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий. Законодатель не преследовал цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, на эго обратили внимание исследователи, которые подчеркивали, что данное об сюятельство вовсе нс означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом. Так, некоторые авторы отмечали, что способ действия виновного исчерпывающе сформулирован в тексте статьи: насилие, обман, угрозы или подкуп. Иные формы воздействия на граждан сами по себе не содержат состава преступления1. Однако другие авторы, наоборот, считают, что воспрепятствование может быть осуществлено любым способом[752] [753] [754]. Такой же позиции придерживаются и авторы комментария под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, отмечая, что в ч. 1 сг. 141 УК РФ законодатель не предусматривает способа совершения этого преступления, оно может быть совершено любым способом^.

В этом плане стоит отметить, что воспрепятствование, действительно, могло быть осущестатено любым способом, но не всякое воспрепятствование осуществлению избирательных прав являлось уголовно противоправным. Противоправным оно являлось, если создавало преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и содержало вес признаки данного состава преступления. В ином случае оно не становилось преступлением, а потому согласно ч. 1 ст. 141 УК РФ не могло потечь за собой наступление уголовной ответственности за действия, направленные, например, на следующее: пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнсго возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий, при условии, что за них прямо нс установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

Не были прямо очерчены в законе и уголовно наказуемые способы противодействия работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Это было сделано позже, введением Федерального закона от 4 июля 2003 г. в ч. 3 ст. 141 , которая предусматривала уголовную ответственность sii вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией„ комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с цеіью повлиять на ее решения. Вмешаіельсіво выражалось в требовании или указании должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Можно отметить, что введение этой части стало результатом обобщения опыта работы избирательных комиссий и избирательного процесса в целом. Конечно, вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий наблюдалось нс единожды в течение последних 10 лет, что создавало значительные трудности в работе избирательных комиссий, особенно когда такое вмешательство сопровождалось значительным противодействием их работе. Правда, надо отметить, что не всегда такое вмешательство было «противодействующим», и избирательные комиссии нередко допускали его сами, учитывая интересы должностных лиц особенно в исполнительной власти, без которых они не могли реализовать самостоятельно свои предусмотренные законом полномочия. Но появление такой нормы в Уголовном кодексе РФ стало повышенной гарантией эффективной работы избирательных комиссий, способствовало повышению качества всего избирательного процесса.

В этом плане необходимо рассматривать и предусмотренную уголовную ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», которая позволила впервые в мировой практике в гаком масштабе в течение суток после завершения голосования реализовать задачу опубликования в Интернете данных протоколов всех 95 тыс. участковых избирательных комиссий. Однако оценки и суждения по возможностям и технологѵіи работы ГАС «Выборы» значительно разнятся у исследователей, особенно после модификации системы, которая сейчас называется ГАС «Выборы-М» и которую провели нс разработчики исходной системы, а американские специалисты. По заявлению главного конструктора системы Юрия Ломова, он не может утверждать, что есть гарантия защиты информации ГАС «Выборы-М» от того, что в ее аппаратуру не вмонтированы специальные чипы или в ее программное обеспечение не включены какие-то коды, посредством которых можно изменить данные голосования[755].

Уголовная ответственность, введенная за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», явилась логическим завершением той большой работы, которая проводилась все эти десять лет по созданию уникальной системы.

Противоправные деяния по ч. 3 ст. 141 после изменений, введе — ных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 000 руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Стоит также отметить, что в УК РФ 2003 г. путем дополнения была введена и совершенно новая статья, нс имевшая аналогов в прошлом: ст. 1411 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (действующая редакция)

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: